Старинные русские народные игры

«Я садовником родился»

Игроки садятся в круг. Каждый выбирает цветок, именем которого он будет называться. Например, роза, ромашка, лилия, тюльпан… Выбирается Садовник.

Садовник начинает игру и говорит:

— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме…

Он делает паузу и потом неожиданно для всех называет название какого-то цветка.

Например, он говорит: «Роза». Игрок по имени роза должен очень быстро отреагировать и сказать:

— ОЙ!

Садовник говорит: «Что с тобой?»

«Роза» отвечает:

— Влюблена!

Садовник:

— В кого?

ф

«Роза»:

— В Лилию!

В этот момент девочка, выбравшая имя «Лилия», должна быстро сказать:

— ОЙ!

Садовник:

— Что с тобой?

— Влюблена!

— В кого?

— В Тюльпан!

Те дети, которые не успели вовремя среагировать на свое название цветка, отдают ведущему фант. Это может быть любой предмет — носовой платок, бейсболка, заколка для волос, камешек.

А когда все игроки отдадут ведущему свои фанты, он отворачивается от всех, и взяв в руки один из фантов, спрашивает: «Что сделать этому фанту?» И игроки, не видя фант и не зная, кому он принадлежит, придумывают всякие задания для владельца этого фанта, порой очень смешные.

Затем, тот ребёнок, кому принадлежит этот фант, выполняет задание.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

It Takes Two

Прекрасная кооперативная игра It Takes Two сразу же после выхода ворвалась в ТОП Стима, и не просто так. В первую очередь стоит подчеркнуть, что ее достаточно купить один раз, друг сможет подключиться даже не имея этого проекта на аккаунте. Благодаря этому не придется тратить лишних средств, погружая родственников в мир гейминга.

Второй важный фактор – это сюжет. Да, в It Takes Two он незамысловатый, но зато рассказывает о важных и понятных вещах: о семье, принятии и умении работать в команде. Любые бабушка с дедушкой будут рад увидеть такие темы в компьютерной игре. Да и сам проект не слишком сложный, уровни можно перепроходить сколько угодно раз, чтобы наловчиться делать нужные движения. Главное – терпение и азарт.

Бабки

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей

Забава помогала развивать скорость, силу и внимание

Верба – вербочка

Игры на вербное воскресенье

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют. 

Верба, верба, вербочка,  Вербочка кудрявая.  Не расти, верба, во ржи,  Расти, верба, на меже.  Как во городе царевна  Посреди круга стоит,  Ее ветер не берет,  Канарейка гнездо вьет. Канарейка — Машенька,  Соловейка — Ванечка.  Люди спросят: «Кто такой?»  «Ваня, — скажет, — милый мой.»

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков. 

Это интересно: 1793,Русская литература в 19 веке — поясняем все нюансы

Хали-хало

Правила игры Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит “Хали-хало”, подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает. Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит “Стоп”. Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги. Виды шагов в игре хали-хало: Гигантские – самые большие шаги, на всю ширину. Нормальные – обычный детский шаг. Лилипутские – очень маленькие шажочки. Лягушачьи – в прыжках на корточках. Зонтики – ребенок кружиться в сторону водящего. Кирпичи – шаг пятку к носку. Верблюжьи – шаг и плевок (главное в водящего не попасть). Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо – то игрок становится водящим и игра продолжается.

Слон

Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.

Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.

Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.

Игры с шариками (марблс)

Марблс (от английского marble – «мрамор») – шарики из цветного стекла, глины или агата, игры с которыми развивают мелкую моторику, способствуют развитию логики, образного мышления. Забавы с марблс известны со времён античности. Это могут быть игры как настольные, так и для улицы.

«Сложи слово»

  • Настольная игра
  • Реквизит: набор мелких марблс.
  • Возраст игроков: от 4 лет.
  • Количество участников: 2.

Дети выкладывают камешками названные взрослым предметы. А потом по первым буквам этих слов складывают слово, которое загадал взрослый. Например, сом, очки, морковь — сом.

Для настольных игр камешки берутся меньшего размера, чем для уличных

«Круг»

Уличная игра.

  • Реквизит:
    • 13 шариков стандартного размера;
    • 2 крупных шарика, которые называются тоу.
  • Возраст игроков: старше 5 лет.
  • Количество участников: больше 2-х игроков.
  • Участие взрослого: не имеет значения.

Условия:

  1. Необходимо начертить окружность удобного диаметра (стандартный размер — 3 метра, однако для новичков его можно уменьшить).
  2. Внутри круга выкладываем крестик из 13 марблс.
  3. Поочерёдно игроки стреляют в шарики из более крупного марблса (обычно его называют тоу). Шарик, вылетевший за круг, достаётся стреляющему игроку. Побеждает тот, кто первым соберёт 7 шариков.

«Регби»

Уличная игра.

  • Реквизит:
    • шарики по количеству игроков;
    • по 1 марбл-тоу на каждого участника.
  • Возраст игроков: старше 6 лет.
  • Количество участников: больше 5 игроков.
  • Участие взрослого: не имеет значения.

Условия:

  1. На игровой площадке рисуются линии в виде мяча для регби. Посредине мяча, вдоль его длины, проводится линия. На неё выкладывают шарики по количеству игроков.
  2. Первый игрок стреляет своим шаром-тоу, стараясь выбить шарики за линию мяча. Если ему удалось это сделать, он получает один балл и продолжает игру. Если нет — право выстрела переходит к следующему игроку.
  3. Игра идёт до момента, когда все шарики будут выбиты за линию. Побеждает игрок, набравший больше баллов.

Игры с марблс популярны во всём мире

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: – Гуси-лебеди, домой! – Зачем? – Бегите, летите домой — серые волки за горой. – А что им нужно? – Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

6.

Игра «Кот, петух и лиса»
Детская игра «Кот, петух и лиса»
На опушке леса в домике с красными ставнями жили кот и петушок. А в густом ельнике в избушке-кривушке жила лиса.
На высоком дереве сидят и болтают птички-синички о том, что унесла лиса петушка и хочет его съесть. А старый сыч говорит, что нет, – кот бросился в погоню и отнял петушка у лисы.
А ну-ка, ребята, проверьте, узнайте, отнял или нет?
Правила игры такие: один из вас будет кот, другой – петух, а третий – лиса. Перерисуйте кота, петушка и лису на толстую бумагу и вырежьте их. Сделайте еще деревянный кубик и нарисуйте на нем кружки – от одного до шести. Между передними лапами лисы сделайте прорез, в который вставляется петушок. Раскрасьте фигурки с обеих сторон. Сделайте еще двенадцать елочек и разложите их на тех местах, где с тропинок на траву заворачивают следы лисы. Возьмите теперь кубик и бросайте по очереди. Сколько выпадет очков, столько кот и лиса делают шагов.
В начале игры кот уходит в лес по любой тропинке на шесть шагов вперед. При каждом очередном ходе лисы кот отворачивается и не смотрит, куда она прячется. Лиса хватает петушка и бежит по другой тропинке. Когда у нее выпадет столько очков, что она сможет забежать и спрятаться за елку, то приподними эту елку и спрячь под нее фигурку лисы с петушком. Когда кот обернется, то он не знает, где спряталась лиса. Но тут ему кричит петушок: «Кукареку!» Если кот далеко от петушка или пошел по неверной дорожке, то петушок кричит тихо. Чем ближе кот, тем громче кричит ему петушок. Кот может заглядывать под елки, если у него выпадет столько очков, что он сможет свернуть с дороги. Если кот нашел лису под елкой или догнал ее на дорожке, он отнимает у нее петушка, и они выигрывают. Лиса выигрывает, если она успеет вбежать в свою избушку.
Вот и вся игра.

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи

Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость

Вышибалы

Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

Кис-Брысь-Мяу

Правила игры Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок – спиной). Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает “кис?”. Если игрок говорит “брысь”, то тот продолжает выбирать. Если игрок говорит “мяу”, то у этого игрока спрашивают “какой цвет?”. Игрок называл цвет и выполнял задание, которое соответствовало выбранному цвету. Значения цветов были такими: Белый – означал “пять минут наедине”. Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел. Зеленый – три вопроса на “да”. Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только “да”. Причем вопросы задавались каверзные, типа “Ты его любишь”? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов:) Красный – означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко. Розовый – поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто. Желтый – три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы “с подковырками” и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне. Оранжевый – пройтись под ручку определённый маршрут. Синий – поцелуй ручки. Фиолетовый – три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.

Вышибалы

Правила игры. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.

Skyrim

Skyrim стал непонятным феноменом – в него играет множество пенсионеров, и не потому, что игра вышла уже почти 10 лет назад. Вероятнее всего широкие возможности мира, легкий уровень сложности (при правильных настройках) и интересный сюжет привлекают пожилых геймеров. Может быть и ваши бабушка с дедушкой заинтересуются этой игрой?

Сначала Интернет взорвала 85-летняя Ширли Карри, которая в 2015 году начала проходить пятую часть «Древних Свитков» на своем Ютуб-канале. Она сосредотачивалась на ролевом отыгрыше и тематическом прохождении, а не на квестах. После в сети появилась новость о 88-летнем пенсионере, который расклеивал по улице объявления с просьбой помочь ему выйти из первой крепости в Skyrim – уж очень сильно дедушка хотел изучить мир нордов. Ему прошли этот участок – и теперь он играет без устали! Это заглушает его боли в бедре.

1.

Память разведчика
Детская игра «Память Разведчика»
Ребята, знаете, кто такой разведчик? Это самый смелый, самый ловкий, самый наблюдательный, находчивый и выносливый боец Красной Армии. Без разведки не обходится ни одна армия. Это глаза и уши армии. От разведчика, от его умения и способностей часто зависит успех победы. Эти способности нужно развивать в себе с детства.
Мы даем игры, которые помогут вам развить наблюдательность, память, находчивость.
На стол кладут 25-30 небольших предметов: ключ, монету, трамвайный билет, перо, марку, ножницы, кусок сахару и т.п. Все предметы закрываются газетой или скатертью. К столу подходят играющие, газета поднимается, и они ровно одну минуту смотрят на предметы, стараясь запомнить, сколько их и какие они. Например: перо со следами чернил, смяты билетик, марка со штампом и т. п. Через минуту предметы
закрываются и каждый должен в течение трех минут записать все предметы, которые он запомнил. Выигрывает тот, у кого список длиннее и описаны приметы вещей. Если в первый раз вы смогли запомнить 14-18 предметов, то в десятый или пятнадцатый вы легко запомните 20-25.
На рисунке (рис. 1) квадратик с изображением зайца и приколотыми на нем значками. Играющие минуту смотрят на это изображение, потом отвертываются и на таком же рисунке без значков (рис. 2) размещают в том же порядке значки. Выигрывает тот, кто правильнее разместит значки.

Резиночки

Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом

Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Игры народов мира для детей

Игра «Аисты» (украинская)

В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.

Игра «Хромая курица» (туркменская)

Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.

Игра «Квинта» (литовская)

В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра – в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.

Игра «Шпень» (белорусская)

По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников – с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.

Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты – мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).

Игра «Один в кругу» (венгерская)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» – перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

Традиционные русские забавы

В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.

Игра «Перетяни веревочку»

В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.

Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.

Игра «Горелки»

В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.

Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.

Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.

Игра «Цепочки»

В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.

При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.

Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:

  • «Гуси-гуси»;
  • «Прятки»;
  • «Казаки-разбойники»;
  • «Салки»;
  • «Жмурки»;
  • «Колечко».

Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.

Я садовником родился

Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи

Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость

Planet Zoo

Игра, которая абсолютно отрицает насилие и пропагандирует защиту животных не может не привлекать старшее поколение. Уверены, ваши бабушки и дедушки будут в восторге от возможности создать собственный зоопарк, понаблюдать за животным вблизи и почитать познавательные сводки

Здесь можно проявлять творчество, необходимо грамотное планирование и, что немаловажно, всегда есть шанс исправить свою ошибку

С Planet Zoo симуляция зоопарка стала настолько реалистичной, что просто так купить зверька, которого хочется, не получится. Если прояснить старшим родственникам систему игрового рынка и провести параллель с реальным миром, их мнение о компьютерных играх точно поменяется.

Резиночка

Ни одна игра во дворе не пользовалась у девчонок такой популярностью, как «Резиночка».

Прыгали с резиночкой целый день напролет.

Для игры нужна резинка длиной не менее четырёх метров. Её необходимо завязать в круг. Две девочки встают в середину, ноги поставив на ширину плеч. Остальные прыгают через две натянутые резиночки. Как прыгать? В этой игре много простых и сложных элементов. Наверняка, бабушки и мамы помнят, какие именно. Расспросите их.

Самые простые.

  1. Начинаем прыгать на двух ногах, запрыгивая в середину и выпрыгивая из нее.
  2. Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась в той же позиции, выпрыгиваем.
  3. Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова в середину, выпрыгиваем.

Упражнения выполняются на разных уровнях:

  1. Резинка находится на уровне щиколоток.
  2. На уровне колен.

Это высший пилотаж: резинка на уровне бёдер.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

4.Казаки-разбойники

Правила игры Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки). Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать). По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками». По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать. Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего. Цель игры: переловить всех «разбойников».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Блеск праздника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: