«Я садовником родился»
Игроки садятся в круг. Каждый выбирает цветок, именем которого он будет называться. Например, роза, ромашка, лилия, тюльпан… Выбирается Садовник.
Садовник начинает игру и говорит:
— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме…
Он делает паузу и потом неожиданно для всех называет название какого-то цветка.
Например, он говорит: «Роза». Игрок по имени роза должен очень быстро отреагировать и сказать:
— ОЙ!
Садовник говорит: «Что с тобой?»
«Роза» отвечает:
— Влюблена!
Садовник:
— В кого?
«Роза»:
— В Лилию!
В этот момент девочка, выбравшая имя «Лилия», должна быстро сказать:
— ОЙ!
Садовник:
— Что с тобой?
— Влюблена!
— В кого?
— В Тюльпан!
Те дети, которые не успели вовремя среагировать на свое название цветка, отдают ведущему фант. Это может быть любой предмет — носовой платок, бейсболка, заколка для волос, камешек.
А когда все игроки отдадут ведущему свои фанты, он отворачивается от всех, и взяв в руки один из фантов, спрашивает: «Что сделать этому фанту?» И игроки, не видя фант и не зная, кому он принадлежит, придумывают всякие задания для владельца этого фанта, порой очень смешные.
Затем, тот ребёнок, кому принадлежит этот фант, выполняет задание.
Краски
![]()
Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:
Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:
— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?
«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:
— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:
— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей
| Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску. |
Кубарь
Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.
| Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке. |
С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.
It Takes Two
![]()
Прекрасная кооперативная игра It Takes Two сразу же после выхода ворвалась в ТОП Стима, и не просто так. В первую очередь стоит подчеркнуть, что ее достаточно купить один раз, друг сможет подключиться даже не имея этого проекта на аккаунте. Благодаря этому не придется тратить лишних средств, погружая родственников в мир гейминга.
Второй важный фактор – это сюжет. Да, в It Takes Two он незамысловатый, но зато рассказывает о важных и понятных вещах: о семье, принятии и умении работать в команде. Любые бабушка с дедушкой будут рад увидеть такие темы в компьютерной игре. Да и сам проект не слишком сложный, уровни можно перепроходить сколько угодно раз, чтобы наловчиться делать нужные движения. Главное – терпение и азарт.
Бабки
![]()
Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.
Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.
На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.
В игре принимало участие от двух до десяти детей
Забава помогала развивать скорость, силу и внимание
Верба – вербочка
Игры на вербное воскресенье
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая. Не расти, верба, во ржи, Расти, верба, на меже. Как во городе царевна Посреди круга стоит, Ее ветер не берет, Канарейка гнездо вьет. Канарейка — Машенька, Соловейка — Ванечка. Люди спросят: «Кто такой?» «Ваня, — скажет, — милый мой.»
Бирюльки
Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 палочек длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Палочки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Чтобы сделать игру еще интереснее, можно палочки сделать в виде лопатки, копья или ложки. За такие бирюльки начисляется большее количество очков.
Это интересно: 1793,Русская литература в 19 веке — поясняем все нюансы
Хали-хало
Правила игры Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит “Хали-хало”, подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает. Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит “Стоп”. Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги. Виды шагов в игре хали-хало: Гигантские – самые большие шаги, на всю ширину. Нормальные – обычный детский шаг. Лилипутские – очень маленькие шажочки. Лягушачьи – в прыжках на корточках. Зонтики – ребенок кружиться в сторону водящего. Кирпичи – шаг пятку к носку. Верблюжьи – шаг и плевок (главное в водящего не попасть). Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо – то игрок становится водящим и игра продолжается.
Слон
![]()
Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.
Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.
Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.
Игры с шариками (марблс)
Марблс (от английского marble – «мрамор») – шарики из цветного стекла, глины или агата, игры с которыми развивают мелкую моторику, способствуют развитию логики, образного мышления. Забавы с марблс известны со времён античности. Это могут быть игры как настольные, так и для улицы.
«Сложи слово»
- Настольная игра
- Реквизит: набор мелких марблс.
- Возраст игроков: от 4 лет.
- Количество участников: 2.
Дети выкладывают камешками названные взрослым предметы. А потом по первым буквам этих слов складывают слово, которое загадал взрослый. Например, сом, очки, морковь — сом.
Для настольных игр камешки берутся меньшего размера, чем для уличных
«Круг»
Уличная игра.
- Реквизит:
- 13 шариков стандартного размера;
- 2 крупных шарика, которые называются тоу.
- Возраст игроков: старше 5 лет.
- Количество участников: больше 2-х игроков.
- Участие взрослого: не имеет значения.
Условия:
- Необходимо начертить окружность удобного диаметра (стандартный размер — 3 метра, однако для новичков его можно уменьшить).
- Внутри круга выкладываем крестик из 13 марблс.
- Поочерёдно игроки стреляют в шарики из более крупного марблса (обычно его называют тоу). Шарик, вылетевший за круг, достаётся стреляющему игроку. Побеждает тот, кто первым соберёт 7 шариков.
«Регби»
Уличная игра.
- Реквизит:
- шарики по количеству игроков;
- по 1 марбл-тоу на каждого участника.
- Возраст игроков: старше 6 лет.
- Количество участников: больше 5 игроков.
- Участие взрослого: не имеет значения.
Условия:
- На игровой площадке рисуются линии в виде мяча для регби. Посредине мяча, вдоль его длины, проводится линия. На неё выкладывают шарики по количеству игроков.
- Первый игрок стреляет своим шаром-тоу, стараясь выбить шарики за линию мяча. Если ему удалось это сделать, он получает один балл и продолжает игру. Если нет — право выстрела переходит к следующему игроку.
- Игра идёт до момента, когда все шарики будут выбиты за линию. Побеждает игрок, набравший больше баллов.
Игры с марблс популярны во всём мире
Старинные ролевые игры
Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».
«Репка» (русская)
- Возраст игроков: от 4 лет и старше.
- Количество участников: 6 игрока.
- Участие взрослого: не требуется.
Условия:
- Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
- «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.
«Гуси-лебеди» (русская)
- Возраст игроков: от 3 лет и старше.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: по желанию.
Условия:
- Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
- «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
- «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: – Гуси-лебеди, домой! – Зачем? – Бегите, летите домой — серые волки за горой. – А что им нужно? – Гусей щипать.
- «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
- «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».
Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые
«Пузырь» (русская)
- Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.
Условия:
- Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
- Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
- Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).
Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.
6.
Игра «Кот, петух и лиса»![]()
Детская игра «Кот, петух и лиса»
На опушке леса в домике с красными ставнями жили кот и петушок. А в густом ельнике в избушке-кривушке жила лиса.
На высоком дереве сидят и болтают птички-синички о том, что унесла лиса петушка и хочет его съесть. А старый сыч говорит, что нет, – кот бросился в погоню и отнял петушка у лисы.
А ну-ка, ребята, проверьте, узнайте, отнял или нет?
Правила игры такие: один из вас будет кот, другой – петух, а третий – лиса. Перерисуйте кота, петушка и лису на толстую бумагу и вырежьте их. Сделайте еще деревянный кубик и нарисуйте на нем кружки – от одного до шести. Между передними лапами лисы сделайте прорез, в который вставляется петушок. Раскрасьте фигурки с обеих сторон. Сделайте еще двенадцать елочек и разложите их на тех местах, где с тропинок на траву заворачивают следы лисы. Возьмите теперь кубик и бросайте по очереди. Сколько выпадет очков, столько кот и лиса делают шагов.
В начале игры кот уходит в лес по любой тропинке на шесть шагов вперед. При каждом очередном ходе лисы кот отворачивается и не смотрит, куда она прячется. Лиса хватает петушка и бежит по другой тропинке. Когда у нее выпадет столько очков, что она сможет забежать и спрятаться за елку, то приподними эту елку и спрячь под нее фигурку лисы с петушком. Когда кот обернется, то он не знает, где спряталась лиса. Но тут ему кричит петушок: «Кукареку!» Если кот далеко от петушка или пошел по неверной дорожке, то петушок кричит тихо. Чем ближе кот, тем громче кричит ему петушок. Кот может заглядывать под елки, если у него выпадет столько очков, что он сможет свернуть с дороги. Если кот нашел лису под елкой или догнал ее на дорожке, он отнимает у нее петушка, и они выигрывают. Лиса выигрывает, если она успеет вбежать в свою избушку.
Вот и вся игра.
Катание по шестам
Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.
Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.
Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи
Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость
Вышибалы
Как играть. «Вышибалы» — два игрока — встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» — бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие — не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.
Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.
Кис-Брысь-Мяу
Правила игры Для игры нужно примерно одинаковое соотношение игроков разного пола. Игроки садятся на скамейку. Двое участников, ведущий и один из игроков, становятся перед скамейкой спиной друг к другу (ведущий лицом к игрокам, игрок – спиной). Ведущий показывает глазами (или незаметно пальцем) на кого-нибудь из игроков и спрашивает “кис?”. Если игрок говорит “брысь”, то тот продолжает выбирать. Если игрок говорит “мяу”, то у этого игрока спрашивают “какой цвет?”. Игрок называл цвет и выполнял задание, которое соответствовало выбранному цвету. Значения цветов были такими: Белый – означал “пять минут наедине”. Т.е. мальчик и девочка уходили и уединялись на 10 минут так, чтобы никто из компании их не видел. Зеленый – три вопроса на “да”. Вопросы задавались любые, а вот ответить игрок мог только “да”. Причем вопросы задавались каверзные, типа “Ты его любишь”? Отвечающий краснел и запинался, а ничего другого сказать не имел права. Вся компания веселилась от подобных диалогов:) Красный – означал поцелуй в губки. Использовался цвет очень редко. Розовый – поцелуй в щечку. С ним проще, его использовали часто. Желтый – три вопроса наедине (спрашивать можно было все что угодно и не ответить игрок не имел права). Конечно, все задавали вопросы “с подковырками” и частенько ну очень личные, но ответы как правило держались втайне. Оранжевый – пройтись под ручку определённый маршрут. Синий – поцелуй ручки. Фиолетовый – три мелкие пакости (скажем, дернуть за косичку, наступить на ногу, отобрать заколку). Тоже пред всей честной компанией.
Вышибалы
Правила игры. Для игры в вышибалы нужно как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий. Играющие разбиваются на две команды. Двое игроков из одной становятся на расстоянии примерно семь – восемь метров друг напротив друга. У них мяч. Между ними передвигаются два игрока другой команды. Задача первых – перебрасываясь мячом друг с другом, попадать в соперников и выбивать их из игры. При этом нужно бросать так, чтобы мяч, не попав в цель, мог быть пойман партнёром, а не улетал каждый раз в никуда. Задача вторых – не дать себя выбить. Если ловишь летящий мяч, тебе добавляется одна жизнь. Наберёшь, к примеру, пять жизней и чтобы выбить из игры, нужно попасть в тебя шесть раз. Если мяч отскакивал от земли и попадал в игрока, это не считалось. Место выбитых игроков занимали другие члены команды. Когда выбивали всех – команды менялись местами.
Skyrim
![]()
Skyrim стал непонятным феноменом – в него играет множество пенсионеров, и не потому, что игра вышла уже почти 10 лет назад. Вероятнее всего широкие возможности мира, легкий уровень сложности (при правильных настройках) и интересный сюжет привлекают пожилых геймеров. Может быть и ваши бабушка с дедушкой заинтересуются этой игрой?
Сначала Интернет взорвала 85-летняя Ширли Карри, которая в 2015 году начала проходить пятую часть «Древних Свитков» на своем Ютуб-канале. Она сосредотачивалась на ролевом отыгрыше и тематическом прохождении, а не на квестах. После в сети появилась новость о 88-летнем пенсионере, который расклеивал по улице объявления с просьбой помочь ему выйти из первой крепости в Skyrim – уж очень сильно дедушка хотел изучить мир нордов. Ему прошли этот участок – и теперь он играет без устали! Это заглушает его боли в бедре.
1.
Память разведчика![]()
Детская игра «Память Разведчика»
Ребята, знаете, кто такой разведчик? Это самый смелый, самый ловкий, самый наблюдательный, находчивый и выносливый боец Красной Армии. Без разведки не обходится ни одна армия. Это глаза и уши армии. От разведчика, от его умения и способностей часто зависит успех победы. Эти способности нужно развивать в себе с детства.
Мы даем игры, которые помогут вам развить наблюдательность, память, находчивость.
На стол кладут 25-30 небольших предметов: ключ, монету, трамвайный билет, перо, марку, ножницы, кусок сахару и т.п. Все предметы закрываются газетой или скатертью. К столу подходят играющие, газета поднимается, и они ровно одну минуту смотрят на предметы, стараясь запомнить, сколько их и какие они. Например: перо со следами чернил, смяты билетик, марка со штампом и т. п. Через минуту предметы
закрываются и каждый должен в течение трех минут записать все предметы, которые он запомнил. Выигрывает тот, у кого список длиннее и описаны приметы вещей. Если в первый раз вы смогли запомнить 14-18 предметов, то в десятый или пятнадцатый вы легко запомните 20-25.
На рисунке (рис. 1) квадратик с изображением зайца и приколотыми на нем значками. Играющие минуту смотрят на это изображение, потом отвертываются и на таком же рисунке без значков (рис. 2) размещают в том же порядке значки. Выигрывает тот, кто правильнее разместит значки.
Резиночки
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Старинные ролевые игры
Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».
«Репка» (русская)
- Возраст игроков: от 4 лет и старше.
- Количество участников: 6 игрока.
- Участие взрослого: не требуется.
Условия:
- Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
- «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.
«Гуси-лебеди» (русская)
- Возраст игроков: от 3 лет и старше.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: по желанию.
Условия:
- Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
- «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
- «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
- «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
- «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».
![]()
Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые
«Пузырь» (русская)
- Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.
Условия:
- Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
- Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
- Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).
Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.
Бабки
В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом
Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание
Гуси-лебеди
Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:
— Гуси-лебеди, домой!
— Зачем?
— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
— А чего волкам надо?
— Серых гусей щипать да косточки глодать!
Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.
Игры народов мира для детей
Игра «Аисты» (украинская)
В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет. Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять). Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.
![]()
Игра «Хромая курица» (туркменская)
Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.
Игра «Квинта» (литовская)
В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры. В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра – в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга. Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.
Игра «Шпень» (белорусская)
По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников – с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.
![]()
Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты – мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).
Игра «Один в кругу» (венгерская)
Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» – перехватить игрушку. Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается. Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.
Традиционные русские забавы
В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.
Игра «Перетяни веревочку»
В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.
Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.
Игра «Горелки»
В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.
Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.
Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.
Игра «Цепочки»
В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.
При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.
Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:
- «Гуси-гуси»;
- «Прятки»;
- «Казаки-разбойники»;
- «Салки»;
- «Жмурки»;
- «Колечко».
Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.
Я садовником родился
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки
Катание по шестам
Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.
Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.
Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи
Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость
Planet Zoo
![]()
Игра, которая абсолютно отрицает насилие и пропагандирует защиту животных не может не привлекать старшее поколение. Уверены, ваши бабушки и дедушки будут в восторге от возможности создать собственный зоопарк, понаблюдать за животным вблизи и почитать познавательные сводки
Здесь можно проявлять творчество, необходимо грамотное планирование и, что немаловажно, всегда есть шанс исправить свою ошибку
С Planet Zoo симуляция зоопарка стала настолько реалистичной, что просто так купить зверька, которого хочется, не получится. Если прояснить старшим родственникам систему игрового рынка и провести параллель с реальным миром, их мнение о компьютерных играх точно поменяется.
Резиночка
Ни одна игра во дворе не пользовалась у девчонок такой популярностью, как «Резиночка».
Прыгали с резиночкой целый день напролет.
Для игры нужна резинка длиной не менее четырёх метров. Её необходимо завязать в круг. Две девочки встают в середину, ноги поставив на ширину плеч. Остальные прыгают через две натянутые резиночки. Как прыгать? В этой игре много простых и сложных элементов. Наверняка, бабушки и мамы помнят, какие именно. Расспросите их.
Самые простые.
- Начинаем прыгать на двух ногах, запрыгивая в середину и выпрыгивая из нее.
- Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась в той же позиции, выпрыгиваем.
- Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова в середину, выпрыгиваем.
Упражнения выполняются на разных уровнях:
- Резинка находится на уровне щиколоток.
- На уровне колен.
Это высший пилотаж: резинка на уровне бёдер.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
4.Казаки-разбойники
Правила игры Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки). Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать). По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками». По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.). Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать. Пойманных «разбойников» уводят в «темницу». «Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих. «Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего. Цель игры: переловить всех «разбойников».





























