Стихи Асадова, трогающие до глубины души
Проникновенные стихи Эдуарда Асадова трогают любителей поэзии своей искренностью и душевностью. Поэт в своих стихах обращается к таким человеческим качествам, как добро, справедливость, благородство. Они просты и понятны, проникают прямо в душу.
***
Ты прекрасная, нежная женщина, Но бываешь сильнее мужчин. Тот, кому ты судьбой обещана, На всю жизнь для тебя один.
Он найдет тебя, неповторимую, Или, может, уже нашел. На руках унесет любимую, В мир, где будет вдвоем хорошо.
Ты сильна красотой и женственна И лежит твой путь далеко. Но я знаю, моя божественная, Как бывает тебе нелегко.
Тают льдинки обид колючие От улыбки и нежных слов. Лишь бы не было в жизни случая, Когда милый предать готов.
Назначеньем своим высокая, Дочь, подруга, невеста, жена, Невозможно постичь это многое, Где разгадка порой не нужна.
А нужны глаз озера чистые И твой добрый и светлый смех.
***
Как легко обидеть человека! Взял и бросил фразу злее перца. А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть обиженное сердце!
***
Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих Зависит не только твое настроенье, Но тысячу раз настроенье других.
***
Враги всегда активнее друзей. Не потому ль нам кажется извечно, Что подлых и завистливых людей Намного больше на планете сей, Чем прямодушных, честных и сердечных.
***
Что счастье дано тебе не навек, Не надо сетовать, человек. Когда бы нам счастье навек давалось, Оно бы буднями называлось.
***
Когда на лице твоем холод и скука, Когда ты живешь в раздраженье и споре, Ты даже не знаешь, какая ты мука, И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье, А в сердце и свет, и любовь, и участье, Ты даже не знаешь, какая ты песня, И даже не знаешь, какое ты счастье!
***
Сутки. Это мало или много? Как кому! Для творческих людей, Полных дел и всяческих идей, Сутки — это краткая дорога.
У лентяев — всё наоборот: Сутки — бесконечность расстояний. Для лентяев сутки — это год, Сто пустот, желаний и зеваний.
Жить ли век, воюя и любя, Иль от праздной пошлости томиться, Всё это зависит от тебя, А точнее, от жизненных позиций!
***
— Ты меня не любишь! — молвила жена. Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!! Если твой характер столько лет терплю… Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.
В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.
Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.
Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.
Тема
В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.
Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, «повыть при луне».
Описывая Джима как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.
В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он раскаивается перед любимой женщиной, той, «что всех безмолвней и грустней». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне просит прощение за боль, которую ей причинил.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на три части.
- В первой части лирический герой обращается к псу – как к своему лучшему другу. Он очеловечивает собаку, в которой видит полноценного участника разговора.
- Вторую часть можно назвать кульминационной, поскольку автор обращается к теме поиска смысла жизни.
- В третьей части раскрывается тема любви к женщине. Неизвестно, кому конкретно обращены слова любви. Свое признание лирический герой выражает через пса – посредника между ним и предметом его чувств.
Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.
Жанр
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, в котором мысли и чувства лирического героя обнажены до предела.
Средства выразительности
Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.
Автор использует метафоры («повоем на луну»), эпитеты («милая», «доверчивая», «бесшумная погода» «бархатную шерсть»), сравнения («как пьяный друг»).
Мне нравится61Не нравится26
Красивые стихи и душевные поздравления с уходящим старым годом в прозе своими словами
С уходящим годом! Пускай он запомнится только радостными мгновениями и волшебными событиями! Пусть уходящий год унесет все печали и обиды, растворит их в реке забвения и рассеет в небесах! Пусть жизнь станет чистым листом, на котором вы напишете свою историю успеха!
Поздравляю с уходом старого года! Он выдался действительно непростым для каждого. Желаю, чтобы последующие годы никогда не приносили печалей, болезней, а были наполнены лишь счастьем, любовью, миром, добром и огромным здоровьем!
Желаю, чтобы уходящий год унёс с собой все хлопоты и заботы, чтобы все тревоги и печали ушли вместе с ним, оставив только счастье, радость и позитивные мысли. Пусть все плохое забудется. Скажем ему спасибо за приобретённые мудрость и опыт, и отпустим с миром. Желаю в новом году новых успехов и достижений, большой и чистой любви, крепкого здоровья и много удачи и везения. Пусть будет светлым небосклон, а сердце будет наполнено умиротворением, верой и чистыми мыслями.
Давайте оставим в уходящем году все, что не случилось и не сбылось, и уступим дорогу Новому году, полному успехов и новых достижений для всех и каждого! Желаю вам года, полного мира, здоровья, любви и благополучия. С Новым годом!
В уходящий год желаем все незавершенные дела закончить с успехом, чтобы встречать новый год с улыбкой, с гордостью и чувством уверенности. Пусть запомнятся в уходящем году только прекрасные и светлые моменты, которые дарили нам улыбки.
Пусть уходит старый год и заберет с собой печали и потери, ведь в новом году будут ждать лишь обретения и счастливые моменты. Пусть останутся далеко в прошлом, все обиды и зло, а добро и понимание поселятся в твоем сердце.
В уходящий год желаю всем желаниям успеть сбыться, всем чудесам случиться. Пусть уходят в прошлое все беды и недомолвки, обиды и печали, ссоры и предательства. Желаю открыть новую страничку жизни и написать свою главу о счастье.
Этот год уже уходит, и наверняка в нем у каждого были разные краски: и яркие, радужные, и хмурые, серые… Потому хочется пожелать, чтобы следующий год принес еще больше ярких красок, положительных эмоций, а уходящий унес все темное, хмурое и серое! Пускай все хорошее, что было в этом году, запомнится и бережно хранится в душе, а в следующем году только приумножится! Пусть наступающий год будет полон счастья и радости!
Старый год потихоньку уходит, оставляя нам только хорошие воспоминания и забирая с собой все невзгоды. Желаю, чтобы вас не покидала вера в лучшее, чтобы грядущий год увенчался успехом, благополучием и достатком. Уверенности в своих силах, долгожданных перемен и счастья вам в Новом году!
Слышишь эти шаги? Это уходит прежний год, уступая дорогу Новому. Так пусть уходящий год заберёт все тревоги, сомнения, обиды, печали и слёзы. Пусть оставит успехи и радостные моменты. Пусть запомнится только хорошими днями. Пусть даже и не думает портить настроение. Желаю отпустить уходящий год и приготовиться ко встрече с Новым. А он обязательно принесёт удачу, счастье и любовь!
Давайте поблагодарим этот уходящий год. Спасибо ему за множество радостных моментов и приятных, интересных встреч, спасибо за опыт, за те испытания, что сделали нас сильнее, увереннее, придали сил и дали толчок к новым достижениям. Спасибо за все этому году!
О, эта любовь, заставляющая радоваться и страдать
В конце спрашивает у своего четвероногого друга, не заходила ли к ним в гости та, которая всех грустней и безмолвней? Ведь Джим лицезрел много гостей, мог видеть и её. Поэт спрашивает это с надеждой. Чувствуется, что он тяжело переживает женщиной. Можно выдвинуть ещё одно предположение: поэт страдал в это время от Но эта версия кажется совсем неправдоподобной. Ведь у этого мужчины было много женщин, он умел их влюбить в себя. Его обожала даже личный секретарь — Галина Бениславская. Она любила Есенина долгие годы, готова была делить его с другими женщинами, лишь бы не потерять. После того как поэт умер, секретарь не смогла этого пережить. Она пошла к нему на могилу, оставила записку с просьбой похоронить рядом со своим кумиром, после чего застрелилась.
Поэтому версия о том, что стихотворение, которое написал Есенин собаке Качалова, было создано под гнётом неразделённой любви, несостоятельно.
Лирический герой
Лирический герой называет Джима другом, приятелем.
Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.
Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).
Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.
Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.
Жанровая специфика
Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.
Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого. Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой. Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.
По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.
Система образов
Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.
Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.
Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.
Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.
«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Так начинается стихотворение Есенина «Собаке Качалова». Первая строка уже давно превратилась в афоризм.
Стихотворение, как большая часть произведений Сергея Есенина, написано пятистопным ямбом. Ритм неровный, паузы создают ощущение беседы. Отчасти так оно и есть. Поэт беседует с собакой, ставя ее несомненно выше многих двуногих. И наравне с собой. Первое четверостишие убеждает читателя в том, что идет задушевная беседа между человеком и животным. Сергей Александрович считает себя другом собаки Качалова, стих Есенина подтверждает этот факт.
Вторая строфа — это открытие. Здесь поэт предлагает понять, в чем же сущность жизни. «Жить на свете стоит» — кульминационная строка. Беседа с псом — это беседа с читателем. До него Есенин пытается донести, в чем смысл жизни.
Третье четверостишие — переходное. Здесь Сергей Александрович описывает Качалова, его основные качества.
В четвертой строфе идет опять беседа с собакой. Здесь Есенин немного приоткрывает сохраненную ребячливость души. Язык этой строфы простой «крестьянский». Но с другой стороны, зачем ему витийствовать? Русскому поэту чужды завуалированные строки. Он остается в первую очередь простым человеком. Этаким «рубахой-парнем». И четверостишие тому подтверждение.
В пятой и шестой строфе настроение поэта изменяется. Теперь Джим — посредник между ним и некой дамой. Кто она? Случайная незнакомка, зашедшая в гости к Качалову? Или известная лишь Есенину девушка, которую он когда-то знал?
Если речь идет о конкретной женщине, то смысл стихотворения изменяется. Обращение к собаке Качалова Есенина — это лишь вступление к последним строкам. Действительно ли это так — загадка.
Философские рассуждения, простой диалог с собакой, драматизм — шесть строф вместили в себя все. В этом стихотворении отражается чистая душа Сергея Есенина, его простота и вместе с этим — утонченность.
Анализ «Собаки Качалова» Есенина проливает свет на то, что хотел донести поэт до читателя.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова».
Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, обладающий даром чувствовать и выражать истинную красоту. Он мастер своего дела. Его лирика бесценна и способна затронуть сердца миллионов людей.
Нам представлена возможность познакомиться с его стихотворением «Собаке Качалова». Стихотворение написано в форме обращения к собаке Джиму. И если более подробно разбирать данный текст, то можно увидеть, что автор исповедует собаке о случившемся.
Из этих строк следует, что основная мысль стихотворения — это страдание по любимой женщине.
Стихотворение «Собаке Качалова» является одним из лучших стихотворений Есенина. В стихотворение автор умело включил элементы и описания, и рассуждения. Рассуждения здесь более интересны, так как автор задумывается над вопросом, который тревожит его сердце. Это своеобразное стихотворение оставляет глубокое впечатление. Интонация стихотворения оставляет глубокое впечатление. Интонация стихотворения разговорная, грустная, с элементами раздумья:
В стихотворении мы видим образ лирического героя, чувства которого просматриваются в тексте. Наш лирический герой обращается к собаке, Джиму, его образ очерчен яркими выразительными мазками («бархатная шерсть», «по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»).
Атмосфера данного стихотворения довольно спокойная, уравновешенная, она способствует тому, что данное стихотворение есть рассуждение, размышление.
С целью придания тексту большей образности и выразительности автор использует многочисленные эпитеты: «тихая, бесшумная погода»; «хозяин мил и знаменит»; «доверчивая приятца»; «безмолвны и грустны». Яркие метафоры придают своеобразное движение тексту, помогают нам образно создать объем стихотворению: «она придет, даю тебе поруку»; «лизни ей нежно руку»; «Дай Джим, на счастье лапу мне» — это выражение повторяется несколько раз, потому как данная стилистическая фигура является чем-то важным для нашего автора.
В данном столбике стихотворения присутствует экспрессивная лирика, усиливающая выразительность речи, лексика, выражающая эмоции, чувства. Автор задает вопрос, ожидает услышать ответ, но это всего лишь риторический вопрос.
Стихотворение пропитано своеобразным настроением. Атмосфера является частью неотъемлемого от окружающего, как аккомпанемент к собственным переживаниям и чувствам героя. Своеобразная символика заключилась в часть его переживаний, философского раздумья.
Автор переживает, в то время как сам призывает читателя поразмыслить над этим вечным вопросом. Стихотворение пропитано чувством любви и нежности, в тексте чувствуется какая-то неопределенная легкость, вдохновенье.
К таким стихам мы идем всю нашу жизнь и никогда не исчерпаем их содержания: «бездна пространства» остается бездной.
«Такую лапу не видал я сроду…»
Артист московского Художественного театра В. И. Качалов, вспоминая первую встречу с Есениным, состоявшуюся весной 1925 года, пишет: «Это было, по-моему, в марте 1925 года. Мне друзья рассказали, мол, он давно знает вас по театру и хочет познакомиться. Рассказали, что в последние дни он шибко пил, вчера особенно, а сегодня с утра пьет только молоко. Хочет прийти ко мне почему-то непременно трезвым. Часам к двенадцати ночи я отыграл спектакль, прихожу домой… Небольшая компания моих друзей и Есенин сидят у меня… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима – тогда псу было всего четыре месяца. Я вошел, увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу. Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой!». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из-под мышки Есенина и лизал его лицо. Есенин встал и с трудом старался освободиться от Джима, но тот продолжал на него скакать и еще несколько раз лизнул его в нос. «Да постой же, может быть, я не хочу больше с тобой целоваться. Что же ты, как пьяный, все время лезешь целоваться!» – бормотал Есенин с широко расплывшейся детски лукавой улыбкой. Сразу запомнилась мне эта его детски лукавая, как будто даже с хитрецой улыбка…
Сидели долго. Пили. О чем-то спорили, галдели, шумели. Есенин пил немного, меньше других, совсем не был пьян, но и не скучал, по-видимому, был весь тут, с нами, о чем-то спорил, на что-то жаловался. Вспоминал о первых своих шагах поэта, знакомстве с Блоком. Рассказывал и вспоминал о Тегеране. Тут же прочел «Шаганэ». Замечательно читал он стихи. И в этот первый вечер нашего знакомства, и потом, каждый раз, когда я слышал его чтение, я всегда испытывал радость от его чтения. У него было настоящее мастерство и заразительная искренность…
Джиму уже хотелось спать, он громко и нервно зевал, но, очевидно, из любопытства присутствовал, и, когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин снова долго жал ему лапу: «Ах ты, черт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи. Приду домой и напишу…».
К немалому удивлению хозяина Джима, поэт сдержал слово. Качалов вспоминает: «Прихожу как-то домой – вскоре после моего первого знакомства с Есениным. Мои домашние рассказывают, что без меня заходили трое: Есенин, Пильняк и еще кто-то, Тихонов, кажется. У Есенина на голове был цилиндр, и он объяснил, что надел цилиндр для парада, что он пришел к Джиму с визитом и со специально ему написанными стихами, но так как акт вручения стихов Джиму требует присутствия хозяина, то он придет в другой раз. И все трое молча ушли. Молча – и «нам показалось, – добавили мои домашние, – что все трое как будто слегка пошатывались…».
«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Кто же все-таки та муза, о которой грустит поэт? Во время написания стихотворения «Собаке Качалова» Есенин формально был несвободен – его связывали узы брака с Софьей Толстой, но этот союз очень тяготил поэта. Однако на тот момент он уже расстался с Айседорой Дункан – Есенин очень любил свою родину, а потому уехал от Айседоры в Россию. Скорее всего, чтобы покаяться перед Галиной Бениславской, написал это произведение Есенин. Это у нее просил прощения поэт, сказав когда-то любящей его женщине, что они могут быть только друзьями. Тем и закончив их роман. А она настолько боготворила своего кумира, что не смогла пережить его кончину. Как бы предчувствуя это, Есенин просит Джима: «Ты за меня лизни ей нежно руку – за все, в чем был и не был виноват…».
Популярные стихотворения
Я вылечусь временем – лучшим из лекарей… И каждому Бог по заслугам воздаст… С одной стороны – мне довериться некому, С другой стороны – хоть никто не предаст. Теперь я сама себе стала хозяйкою: Хожу по гостям, где давно не была. С одной стороны, что разрушилось – жалко мне, С другой стороны – я уже не могла. Закрыты все двери и камни все содраны. Отныне навеки я стала чужой. С одной стороны, без любви – очень холодно, С другой стороны – мне спокойней одной… Пойду, как сумею, своею дорогою, Не любят, не помнят, не верят, не ждут… Я знаю одно: лучше быть одинокою, Чем ждать, что тебя, как всегда предадут…
* * *
Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти,— Пусть в жуткой тишине сливаются уста, И сердце рвется от любви на части. И дружба здесь бессильна, и года Высокого и огненного счастья, Когда душа свободна и чужда Медлительной истоме сладострастья. Стремящиеся к ней безумны, а ее Достигшие — поражены тоскою… Теперь ты понял, отчего мое Не бьется сердце под твоей рукою.
* * *
Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить, Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.
* * *
Казалось, это все мне только снится, Но боль меня настигла наяву! Все говорят: переверни страницу… Я лучше вырву целую главу.
* * *
Быть может, эти электроны — Миры, где пять материков, Искусства, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом — Вселенная, где сто планет; Там всё, что здесь, в объеме сжатом, Но также то, чего здесь нет. Их меры малы, но все та же Их бесконечность, как и здесь; Там скорбь и страсть, как здесь, и даже Там та же мировая спесь. Их мудрецы, свой мир бескрайный Поставив центром бытия, Спешат проникнуть в искры тайны И умствуют, как ныне я; А в миг, когда из разрушенья Творятся токи новых сил, Кричат, в мечтах самовнушенья, Что бог свой светоч загасил!
* * *
Слаб голос мой, но воля не слабеет, Мне даже легче стало без любви. Высоко небо, горный ветер веет, И непорочны помыслы мои. Ушла к другим бессонница-сиделка, Я не томлюсь над серою золой, И башенных часов кривая стрелка Смертельной мне не кажется стрелой. Как прошлое над сердцем власть теряет! Освобожденье близко. Все прощу, Следя, как луч взбегает и сбегает По влажному весеннему плющу.
* * *
Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи, — На головах царей божественная пена, — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Tроя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — все движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
* * *
На Ваше имя я молиться перестала. Я забываю ваши родинки, морщинки, Не разлюбила, просто я устала, Напоминает жизнь не рай…поминки. И ничего не остается, кроме ЖИТЬ, Лепить события из опыта больного, А просыпаясь, день и ночь делить, В комод убрать ненужный, часового. Я так мечтаю не узнать Вас вновь, Пройти с улыбкой, а не страшной мукой. Не зная то, что ВЫ -любовь, Но ставшая теперь больной разлукой. И там внутри, уже устав рыдать, Я дохожу тихонько до психоза. Я так мечтаю больше Вас не знать. Но Ваше имя въелось как заноза.
* * *
Не рассуждай, не хлопочи — Безумство ищет — глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему — то будет… Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу — Чего желать? О чем тужить? День пережит — и слава Богу!
* * *
Только Любви, только Удачи! Много Любви!.. как же иначе?! Будьте здоровы, будьте любимы, Будьте единственны, неповторимы! Много улыбок – от них хорошеют, Мало обид – от них сердце черствеет. В доме – уюта, добра и тепла, Сказки чудесной и без конца!
* * *
Любите тех, кто просто рядом, Кто не посмеет изменить, Кто вас ласкает теплым взглядом, Кто просто помогает жить. Важнее в жизни ведь не вид, Обманчив часто он бывает, Не то красиво, что блестит — Красиво то, что согревает.
* * *
Я долго стоял неподвижно, В далёкие звёзды вглядясь, — Меж теми звездами и мною Какая-то связь родилась. Я думал… не помню, что думал; Я слушал таинственный хор, И звёзды тихонько дрожали, И звёзды люблю я с тех пор…
* * *
Самые темные дни в году Светлыми стать должны. Я для сравнения слов не найду — Так твои губы нежны. Только глаза подымать не смей, Жизнь мою храня. Первых фиалок они светлей, А смертельные для меня. Вот, поняла, что не надо слов, Оснеженные ветки легки… Сети уже разостлал птицелов На берегу реки.
Кто же все-таки был музой для поэта?
Следует также отметить, что в то время, когда писалось стихотворение, официально Сергей Есенин не был свободен. Он был связан узами брака с Софьей Толстой. Данное соединение тяготило поэта, так как в отношении к ней он не испытывал никаких особенных чувств. Так что же сподвигло к тому, что тематика стихотворения сложилась именно в такой духовной направленности? Как видно из вышесказанного, причин этому могло быть несколько. На момент создания произведения он расстался со своей женой – Айседорой Дункан. Сергей Есенин очень сильно любил свою родину, и не смог приспособиться к жизни танцовщицы. Он принял решение оставить Дункан и уехать в Россию.
Следует отметить, что стихотворение «Собаке Качалова» слушал внимательно и сам пес Джим. Перед ним автор каялся в своих совершённых делах. Он рассказывал псу, как обижал некоторых женщин, которые проявляли чувства к нему.
Вероятно, Сергей Александрович сделал собирательный образ любимой женщины, но именно этот стих стал очень известным благодаря той искренности и трогательности, которые поэт вложил в лирические строки.
Центральные персонажи
Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.
Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.
И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.
В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.
Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.